взлом

ENG

Отдел Народоведения

История отдела

Список сотрудников

Основные публикации отдела

БЕЛОРУССКАЯ ЭТНОЛОГИЯ В ХХІ ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Этнология (греч. народ + -логос - учение, наука) — наука, в общем понимании изучающая народы мира. Как научная дисциплина возникла в конце XVIII века. В начальный период в русле этнологических исследований разрабатывались механизмы управления народами, населявшими колонии европейских государств, что и обусловило востребованность этой науки. В ХХ веке этнологами проводился  анализ описательных материалов, собранных ранее, сравнивались и противопоставлялись различные культуры, систематизировались сведения, разрабатывалась методология исследований. В СССР исследованиями народов занималась наука этнография, ограничивавшаяся описанием отдельных этносов через прямой контакт с их культурой. Этнологические исследования в советский период почти не проводились, поскольку понимание общественного прогресса связывалось в большей мере с социальными и политическими процессами, нежели этническими. Этнические проблемы в полной мере проявились в период распада СССР: растущий этнонационализм и межэтнические конфликты сопутствовали появлению новых государств. Необходимость контроля идущих процессов стала причиной их этнологического исследования и мониторинга.

Отдел народоведения (на 2012 г.)

Данные многочисленных полевых этнографических исследований ХХ века, накопленные в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы, позволяют составить представление об особенностях этнической среды, демографических, конфессиональных, языковых и социальных процессов, этнического самосознания городского и сельского населения Беларуси. В 1990-х годах в Институте искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы были начаты исследования в области этнологии. Руководство этнологическими исследованиями в Беларуси было начато член-корреспондентом НАН Беларуси В.К.Бондарчиком, продолжено член-корреспондентом НАН Беларуси М.Ф.Пилипенко и член-корреспондентом НАН Беларуси А.И.Локотко.

Начало ХХІ века поставило перед белорусскими этнологами  ряд важных проблем, имеющих не только теоретическое, но и прикладное значение. Среди важнейших проблем – определение роли и значения  этнических традиций в развитии современной белорусской культуры; выявление этнокультурных особенностей белорусских регионов и популяризация этнокультурного наследия для туристической деятельности; мониторинг этноконфессиональных процессов; выявление механизмов этнической  адаптации мигрантов в Беларуси; составление свода современной этнологической терминологии, и ряд других проблем, которые изучаются белорусскими этнологами на современном этапе.

Одно из первых этнологическое исследований, начавшееся в 1990-х годах, было посвящено созданию атласа «Народы Беларуси» (научный руководитель член-корреспондент НАН Беларуси В.К.Бондарчик). Была проведена значительная поисковая работа, в основе которой лежал анализ и систематизация данных переписи населения Беларуси более чем за 100 лет, начиная с 1897 г. и заканчивая 1999 г.; собраны и систематизированы этнокофессиональные сведения о населении Беларуси. Это исследование было продолжено в 2000-х годах под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси М.Ф. Пилипенко. По данным переписи населения 1999 года в Беларуси 81% жителей относит себя к белорусам, а остальные 19  % представляют более чем 140 этносов, наиболее крупные из которых – русские (1142 тысячи человек, 11 %), поляки (395,7 тыс. человек, 3,9 %), украинцы (237 014 человек, 2,4%), евреи (0,3 %), татары (более 10 тысяч человек), армяне (более 10 тысяч), цыгане (около 10 тыс.), литовцы (более 6 тыс.), азербайджанцы (более 6 тыс.), немцы (более 4 тыс.), молдаване (более 4 тыс.), грузины (3 тыс. человек). Учитывая эти данные, этнологами ИИЭФ им.К.Крапивы, совместно с Аппаратом Уполномоченного по делам религий и национальностей СМ Республики Беларусь в 2008 году подготовлено научно-популярное издание об этнических общностях, проживающих в Беларуси, их этнокультурных характеристиках, вкладе в развитие культуры белорусского народа. Цель этого издания – не только в популяризации научных знаний об этнокультурных процессах, идущих в нашей стране, но и формирование толерантности, гражданского сознания жителей Беларуси.

По итогам переписи 2009 года планируется подготовка атласа «Этнические общности Беларуси», где будет дан обзор динамики этнических и конфессиональных процессов за минувшие 30 лет. Коллективная работа белорусских этнологов даст представление обо всех проживающих в Беларуси этнических группах, динамике их расселения на белорусских землях, демографии, особенностях их материальной (жилище, одежда, традиции питания, хозяйственные занятия), социальной (семейные отношения, общественные объединения) и духовной (праздники, верования) культуры. Эта информация исключительно важна для выяснения вектора развития этноконфессиональной структуры Беларуси, закономерностей, определившихся в период масштабных общественных и политических трансформаций.

В свете идущих в мире процессов глобализации и связанным с ними нивелированием этнических особенностей отдельных народов, распространением суррогатной поп-культуры, исключительно важной в ХХІ веке стала проблема  сохранения и развития самобытной белорусской культуры. Обобщающие исследования белорусского народа разрабатывались этнологами в конце ХХ века. В 1999 году В.К.Бондарчик опубликовал  обобщающую работу о 200-летнем историографическом наследии белорусской этнологии. В 2001 году этнологи Пилипенко М.Ф., Чаквин И.В., Касперович Г.И. завершили обобщающее исследование по проблеме происхождения и этнической истории белорусского народа, опубликовав его в книге «Беларусы. Т.4. Вытокі і этнічнае развіццё». В работе отмечены существенные закономерности, связанные с обретением белорусами государственности в начале 1990-х гг. Так, отмечается формирование новых форм этнической идентичности: произошло активное распространение политонима “белорусы”, когда не только этнические белорусы, но и представители других этносов, являясь гражданами белорусского государства, считают себя белорусами.

Дальнейшие исследования этнокультурного развития белорусского народа начала ХХІ века были в значительной степени определены инновационными задачами включения  этнических традиций в развитие современной белорусской культуры. Необходимость сохранения культурного наследия, включения его в сферу туристической деятельности послужила толчком к исследованиям А.И.Локотко, опубликовавшим книги: в 2002 году – « Историко-культурные регионы Беларуси», в 2005 году – «Топография природноценных территорий и историко-культурного ландшафта Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта», в 2006 году — «Историко-культурные ландшафты Беларуси». На основе проведенных исследований в 2007 –2008 годах коллективом авторов под руководством А.И.Локотко, совместно с Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, были разработаны маршруты и рекомендации по организации въездного туризма в Беларуси.

С 2004 года научным коллективом под руководством А.И.Локотко ведется совместная работа с Национальным Банком Республики Беларусь по выпуску памятных монет, пропагандирующих белорусские этнические сюжеты и символику. Была выпущена серия монет «Святы і абрады беларусаў», «Сямейныя традыцыі славян”, подготовлена серия «Промыслы і рамёствы беларусаў».

Необходимостью развития белорусского общества на современном этапе было продиктовано исследование семейных и общественных традиций белорусов. В 2001 году этнологи  А.Н.Курилович, Л.В.Ракова, Т.И.Кухаренок опубликовали обобщающую работу «Беларусы. Т.5. Сям’я», где системно рассмотрели белорусские этнические традиции в организации и функционировании семьи. В 2002 году этнологами ИИЭФ им.К.Крапивы А.Вл. Гурко, И.В.Чаквиным, Г.И.Касперович, Т.И.Кухаронак, В.Н.Белявиной, Л.В.Раковой, В.Ф.Батяевым был опубликован обобщающий труд «Беларусы. Т.6. Грамадскія традыцыі», где рассматривались традиции государственных, профессиональных, календарных и христианских праздников, общественные формы использования свободного времени, формы самоуправления, обычное право и судебная система, общественные объединения.

Публикации отдела народоведения

Проводимые этнологами ИИЭФ им. К.Крапивы в 2000-х годах исследования семейных традиций Белорусов также стали основой для  реализации п.14 Президентской программы «Дети Беларуси»«Разработка и осуществление комплекса мероприятий по возрождению народной педагогики». В настоящее время в русле реализации этой программы выполняются этнологические работы на соискание степени доктора исторических наук «Эволюция традиций семейного воспитания белорусов 19-20 вв.» (Л.В. Ракова), «Развитие городской семьи белорусов в 20 – нач. 21 вв.» (Калачева И.И.).

Все эти исследования стали основополагающими для осуществления, по своей сути инновационного, отдельного проекта научных исследований «Традиции народной культуры в возрождении села» (научн. рук. А.Вл.Гурко). Данный проект был открыт Президиумом НАН Беларуси в 2006 году с целью выявления позитивного народного опыта, важного для культурного развития белорусского села для поддержки реализации  Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Были проведены исследования праздничной, семейной, социальной культуры сельского населения, жилищно-хозяйственной среды, традиций питания, религиозной культуры, разработаны конкретные рекомендации по возрождению и развитию села. Результаты исследований, а также рекомендации публикуются в 2008—2009 годах в цикле статей газеты «Белорусская Нива», что открывает возможность широкого внедрения полученных научных знаний.

Этнический опыт белорусского народа является важным фактором  развития современной духовной культуры. Говоря об исследованиях духовной культуры белорусов, следует отметить проводящееся белорусскими этнологами изучение проблемы взаимосвязи белорусских духовных традиций и традиций других славянских народов. В условиях процессов нивелировки культурных особенностей, сопутствующих глобализации, крайне важно сохранить этническую идентичность на уровне осознания не только принадлежности к собственной культуре, но и к культуре, связывающей родственные славянские народы. Сохранение этой идентичности имеет стратегическое значение, поскольку определяет условия существования белорусов и других славянских народов в будущем. Исследованием проблемы взаимосвязи белорусских духовных традиций и традиций других славянских народов занимаются этнологи Чаквин И.В., Гурко А.Вл., Кухаронак Т.И. Результаты их исследований были опубликованы в 2007 году в серии «Беларусы. Т.10. Славянскія этнакультурныя традыцыі»

В конце ХХ – нач. ХХІ века в Беларуси происходят процессы восстановления конфессиональной структуры общества. В настоящее время  около 50 % населения республики – верующие. В Беларуси действуют религиозные организации 25 конфессий и религиозных направлений. Сосуществование различных конфессий является продолжением исторической традиции веротерпимости, характерной для белорусских земель еще со средневековых времен. Миграционные процессы, ставшие причиной поселения в средневековье на белорусских землях компактных групп татар, евреев, поляков, русских, дали белорусскому обществу опыт разрешения проблем в этноконфессиональной сфере. В 1992 г. был принят Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях»; в 2002 г. в него внесены изменения и дополнения. Законодательство провозгласило свободу религиозных объединений, гарантировало всем гражданам одинаковые права независимо от религиозной принадлежности. В Законе подчеркнута возможность сотрудничества государства с рядом конфессий, которые внесли значительный вклад в историческое развитие и становление духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа (православной, католической, лютеранской, иудейской и мусульманской). Стремительный в течение 20 лет рост религиозности населения республики, ставит перед исследователями-этнологами совершенно новые задачи, связанные с изучением таких проблем, как взаимоотношение конфессиональной принадлежности  и этнической идентичности, роль религиозных традиций в трансляции этнического опыта, проблемы новых религий, религиозная толерантность и др. Исследованиями конфессиональной  истории, этноконфессиональной структуры общества, исследованием религиозных праздников и традиций, проблем новых религий в 2010-е годы занимаются этнологи А.Вл.Гурко (Верещагина), А.Викт.Гурко, И.В.Чаквин, Г.И.Касперович, В.В.Шейбак, А.А.Морунов. В опубликованных работах содержатся также рекомендации органам государственного управления, учреждениям образования.

Полиэтническая структура белорусского общества имеет следствием взаимопроникновение и переплетение культурных элементов белорусского народа и других этнических групп. Каждая из них имеет свою историю появления на белорусских землях, формирования культурных особенностей за период своего существования и особый склад взаимоотношений с другими этническими группами и с белорусским этносом. Для понимания современных этнокультурных процессов в белорусском обществе необходимо знание процессов становления и развития культуры тех этнических групп, которые прочно утвердились на белорусской земле и связаны крепкими узами с белорусской историей и культурой. Исследование истории этнических групп на белорусских землях и их культурных особенностей (в одежде, жилище, традициях питания, предметах быта, верованиях, семейных отношениях, фольклоре и др.), взаимовлияние традиционных элементов культуры белорусов и представителей других этнических групп, современное состояние межэтнических и межконфессиональных отношений – все эти проблемы стали темой фундаментального исследования сотрудников отдела народной культуры и искусств ИИЭФ НАН Беларуси в 2006 – 2010 гг. (Гурко А.В., Касперович Г.И., Чаквина И.В., Шарой О.Н., Белявиной В.Н., Кухаронак Т.И., Курилович А.Н., Михайлеца М.А., Шейбака В.В., Внуковича Ю.И.), выполняемого в рамках задания № 16 «Традиции народной культуры этнических общностей Беларуси: история, современное состояние и перспективы развития» ГКПНИ на 2006 — 2010 гг. «История белорусской нации, государственности, культуры» (руководитель – член-корреспондент НАНБ М.Ф.Пилипенко). Этнологами изучаются формирование и эволюция традиций материальной, социальной и духовной культуры этнических общностей Беларуси; взаимосвязи национальных культур Беларуси; анализируется современное состояние традиций народной культуры населения Беларуси; выявляются перспективы развития современных традиций народной культуры этнических общностей (белорусской, русской, украинской, польской, литовской, еврейской, татарской, цыганской и др.).

В процессе исследования традиционной материальной и духовной культуры этнических общностей Беларуси по материалам статистических данных, литературных, архивных, исторических источников, полевых этнографических исследований выявляются основные тенденции эволюции, особенности развития. Отмечено, что этнокультурные традиции всех этнических общностей Беларуси постоянно находились в тесном взаимодействии и подвергались взаимному влиянию. В топонимике, системе коммуникации и расселения, в народном жилище, застройке двора и усадьбы, эстетических представлениях об обитаемой среде, питании, одежде белорусов, русских, украинцев сохранилось много общих черт, как восходящих к древней восточнославянской этнической общности, так и сформировавшихся в результате взаимодействия, инфильтрации элементов культуры белорусского и других народов. В процессе исследования семейных традиций этнических общностей Беларуси сделаны выводы о сохранении специфических черт в традиционной семье у русских, украинцев, поляков и татар и др. Установлено, что каждая историческая эпоха накладывала свой отпечаток на типы, структуру, функции семьи, внутрисемейные отношения, а также на взаимодействие семьи с определенным типом общества. Был выполнен комплексный сравнительно-исторический и сравнительно-географический анализ демографической динамики этнических групп.

Наиболее устойчиво в течение второй половины ХХ века традиционные семейные отношения продолжали сохраняться, главным образом, у поляков, татар, евреев, русских старообрядцев и цыган в силу влияния религиозных традиций католицизма, ислама, иудаизма, старообрядчества и дохристианских верований на семейные традиции представителей этих групп. Это выразилось в сохранении этноконфессиональных семейных традиций, прежде всего, в обрядности (свадебные, похоронные ритуалы, семейные праздники), иногда связанных с обрядовыми элементами (праздничный или ритуальный костюм, обрядовая пища, фольклор и др.); в традициях социализации и воспитания детей, повседневных семейно-бытовых отношениях.

Кроме этнических групп или сообществ, представленных на территории Беларуси длительный исторический период, в последние десятилетия характерно появление новых этнических групп, связанных как с трудовой миграцией, так и с миграцией населения из очагов конфликтов. Так, по официальным данным, за первое полугодие 2007 года в республику прибыли 6 тыс. 980 человек, выбыли 4 тыс. 285 человек. Миграционный прирост составил 2 тыс. 695 человек (при этом численность населения Беларуси на 1 июля 2007 года составила 9 млн. 698,1 тыс. человек). Программой демографической безопасности предусматривается, что Беларусь будет принимать ежегодно по 5 тыс. мигрантов. Внешняя миграция является фактором, компенсирующим естественную убыль населения. Складывающаяся ситуация требует разработки механизмов этнической адаптации мигрантов к условиям проживания в Беларуси, их интеграции в белорусское общество. Требуется также система предупреждения и урегулирования возможных конфликтных ситуаций на этнической почве. Учитывая актуальность проблемы, Президиум НАН Беларуси утвердил отдельный проект «Изучение этнической адаптации мигрантов в Беларуси» (2008 – 2010) (И.В.Чаквин, Г.И.Касперович, А.Викт.Гурко; С.А.Милюченков; В.В.Шейбак, Ю.И.Внукович, руководитель – А.Вл. Гурко). Практическое значение данной работы – при сохранении этнокультурных традиций и сложившейся самобытности белорусского общества интегрировать в него представителей других этнических сообществ, представители которых могут пополнить демографические, трудовые ресурсы страны. При этом учитывать многовековую практику культурного взаимообогащения этнических общностей страны, сохранить мирные отношения между различными группами населения и не допустить складывания этнокультурных анклавов, способных негативно влиять на самобытную культуру и территориальную целостность Республики Беларусь.
Проблема межэтнического взаимодействия является важной для добрососедского сотрудничества и сосуществования с сопредельными странами, братскими народами. С начала ХХІ века совместно с исследователями Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая Российской академии наук (Григорьевой Р.А., Мартыновой М.Ю. и др.) белорусские этнологи (Локотко А.И., Касперович Г.И.) в 2000 – 2004 гг. изучали белорусско-русское пограничье. Результаты совместной работы были опубликованы в коллективной монографии  “Беларуска-рускае пагранічча. Этналагічнае даследаванне” (2005). Совместно с исследователями Национальной академии наук Украины проводится изучение традиционной культуры населения Белорусского и Украинского Полесья. В сотрудничестве с польскими исследователями изучалась традиционная культура белорусско-польского пограничья. Результаты этого исследования опубликованы в научном сборнике “Беларуска-польскія культурныя сувязі” (1991).

Говоря о перспективных работах белорусских этнологов, можно анонсировать также научные и научно-популярные издания, посвященные материальной культуре, хозяйственным занятиям наших предков. Огромный читательский интерес вызвало этнологическое исследование эволюции женского и мужского костюма Беларуси, проведенное В.Н. Белявиной и Л.В.Раковой. Два тома, посвященные  исследованию этой проблемы, опубликованные издательством «Беларусь», несмотря на большой тираж, уже стали библиографической редкостью. Поэтому закономерным было присуждение Белявиной В.Н. и Раковой Л.В. высшей награды (Гран-при) на Республиканском конкурсе искусства книги (Минск, 2008) за монографии «Мужчынскі касцюм на Беларусі» и «Жаночы касцюм на Беларусі» (Мн., 2007).

Некогда эффективные приемы и методы, использовавшиеся в полеводстве, животноводстве, садоводстве, огородничестве, в промыслах в наши дни представляют интерес не только для людей, интересующихся историей и студентов, но и для практиков, охотно внедряющих народный опыт на усадьбах, дачных участках. Поэтому уже на 2009 год запланировано издание нескольких книг, посвященных огородничеству, животноводству, добывающим промыслам белорусов.

Перспективным представляется исследование по выработкеи уточнению современной этнологической терминологии. Это является существенным для выработки методологии белорусской этнологии, для органов статистики и законодательной системы, разработки учебных курсов.

Как видно из вышесказанного, белорусская этнологическая наука востребована в белорусском государстве и обществе, поскольку она эффективно решает насущные задачи. Этнология прошла в Беларуси этап своего становления, и в настоящее время можно говорить о начале этапа ее развития. В ИИЭФ им. К.Крапивы в настоящее время работают 6 этнологов –докторов наук (из них – 2 члена-корреспондента), 6 этнологов-кандидатов наук, обучаются 9 аспирантов, работают над диссертациями 2 докторанта. Это свидетельствует о высоком потенциале белорусской этнологической науки и определяет перспективность ее дальнейшего развития. 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Архітэктура Беларусі: нарысы эвалюцыі ва ўсходнеславянскім і еўрапейскім кантэксце. У 4 т. Т. 2. / А.І.Лакотка і інш. – Мінск: Беларуская навука, 2006.
  2. Батяев, В.Ф. Развитие белорусских общественных объединений в Х1Х—20-е годы ХХ века. Этнологическое исследование / В.Ф.Батяев. Под науч.ред. А.И.Локотко. – Минск: Право и экономика, 2007.
  3. Беларусы.  Т. 2. Беларускае народнае дойлiдства / А. I. Лакотка – Мінск, 1998.
  4. Беларусы. Т. 10. Славянскія этнакультурныя традыцыі /  Чаквін І.У., Гурко А.У., Кухаронак Т.І. – Мінск, 2007. Беларусы: у 10 т. / рэдкал.: І.У. Чаквін [і інш.]. – Мінск: Беларуская навука, 2007.
  5. Беларусы. Т. 5. Сям’я / Г.М. Курыловіч, Л.В. Ракава, Т.І. Кухаронак і інш. – Мінск, 2001.
  6. Беларусы. Т. 3. Гісторыя этналагічнага вывучэння / В. К. Бандарчык – Мінск, 1999.
  7. Беларусы. Т. 4. Вытокі і этнічнае развіццё / М.Ф. Піліпенка, І.У. Чаквін, Г.І. Каспяровіч і інш.— Мінск, 2001.
  8. Беларусы. Т.6. Грамадскія традыцыі / В.Ф. Бацяеў, В.М. Бялявіна, А.У. Гурко і інш. – Мінск, 2002. Беларусы: у 8 т. / рэдкал.: В.М. Бялявіна [і інш.]. – Мінск: Беларуская навука, 2002.
  9. Белорусско-русское пограничье. Этнологическое исследование. Монография. / Отв.ред. Р.А.Григорьева, М.Ю.Мартынова. – Минск, 2005.
  10. Бялявіна, В.М., Жаночы касцюм на Беларусі / В.М. Бялявіна, Л.В. Ракава.— Мінск: Беларусь, 2007.
  11. Бялявіна,  В.М. Мужчынскі касцюм на Беларусі. / В.М. Бялявіна, Л.В. Ракава.— Мінск: Беларусь, 2007.
  12. Верашчагіна, А.У. Гісторыя канфесій у Беларусі: мінулае і сучаснасць. / А.У. Верашчагіна, А.В. Гурко – Мінск: Тэхналогія,  2000.
  13. Гурко, А.В. Конфессиональная ситуация  в Республике Беларусь: этнический и исторический аспекты. / А.В. Гурко. – Минск: ИСПИ, 2001.
  14. Гурко, А.В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. / А.В.Гурко. – Минск: МИУ, 2006.
  15. Гурко, А.В. Новые религии в Республике Беларусь: Этнологическое исследование. / А.В.Гурко. – Минск: Технология, 2003.
  16. Кухаронак, Т.І. Каляндарныя святы, звычаі і абрады // Традыцыйная мастацкая культура беларусаў. / Т.І. Кухаронак, В.І.Басько. –  Т. 3. Кн.1. – Мінск, 2006. – С. 21 – 243.
  17. Кухаронак, Т.І. Маскі ў каляндарнай абраднасці беларусаў. / Т.І. Кухаронак. – Мн., 2001.
  18. Локотко, А.И. Историко-культурные ланшафты Беларуси. / А.И.Локотко. – Минск: Белорусская наука, 2006.
  19. Міхайлец, М.А. Польская этналогія ХІХ – першай паловы ХХ стагоддзя аб матэрыяльнай культуры беларусаў. / М.А.Міхайлец. – Мінск: Беларуская навука, 2008.
  20. Ракава, Л.В. Традыцыі сямейнага выхавання ў беларускай вёсцы. / Л.В.  Ракава. – Мінск: Беларусь, 2000.
  21. Чаквін, І.У. Фарміраванне канфесій і іх эвалюцыя. / Беларусь на мяжы тысячагоддзяў. – Мінск: БелЭн, 2000. – С.59-68.

ГУРКО Александра Владимировна,
доктор исторических наук,
заведующая отделом народоведения,
Института искусствоведения,
этнографии и фольклора им. К.Крапивы
НАН Беларуси

 

 
взлом почты icq